Тиффани стекло технология - OknaForLife.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Тиффани стекло технология

Что такое технология Тиффани

До момента написания этой статьи мы, как и подавляющее большинство людей, знающих тему, по привычке считали известную технологию создания витражей техникой Тиффани. Но, проведя небольшое историческое исследование, мы убедились, что Тиффани имел к известной технологии отношение вторичное. То есть оборачивать стекло медной фольгой и затем паять изобрел не он.

Предмет исследования

В процессе витражной практики мы столкнулись с несколько неверным пониманием терминологии, это, во-первых. Обычно, когда говорят “витраж по технологии Тиффани”, или “техника Тиффани”, подразумевают изготовление витража в целом, включая выкладку стекла на монтажном столе и скрепление его между собой посредством пайки. По крайней мере, абсолютно все соответствующие статьи русскоязычного сегмента интернета утверждают именно это.

Некоторые даже не знают, что такое “Тиффани”, и, не зная, думают, что так называется технология изготовления витража. Это, во-вторых. Возникает некоторая путаница, когда в одно смешивается технология и стиль под одним и тем же названием, хотя это уже принципиального значения не имеет.

В-третьих, если не Тиффани изобрел технику оборачивания стекла в медную фольгу с последующей пайкой, то кто же?

Мы не собираемся никому ничего доказывать. Мы совершим экскурс в историю, не более.

Луис Комфорт Тиффани

Тиффани – это не технология изготовления витража, а фамилия человека, который изобретал формулы для производства нового и необычного стекла, нужного непосредственно его студии для конкретной работы. Подчеркиваем, производство стекла и только стекла.

Луис Комфорт Тиффани (1848-1933) был дизайнером интерьеров, но с 1878 года его интересы полностью сместились к проектированию витражей. Поскольку невозможно было найти в продаже нужного стекла, Тиффани пришлось открыть собственную фабрику. Так Тиффани стал известен не только как дизайнер витражей, но и как изготовитель стекла с богатой палитрой оттенков и текстур. Ниже мы приведем все образцы стекол Тиффани.

Что именно изобрел Тиффани?

Наибольшее число оригинальных работ Тиффани хранится в музее Метрополитен. В свое время Тиффани лично передал музею 27 произведений из своей коллекции, представляющие широкий спектр методов производства и стилей. Как утверждают в своих статьях эксперты музея Метрополитен (всё есть на официальном сайте), “из всех художественных начинаний Тиффани свинцовое стекло принесло ему наибольшее признание. Тиффани и его ранний соперник Джон Ла Фарж (1835 – 1910, французский художник, живший и работавший в Америке) произвели революцию в технике изготовлении витража, остававшуюся практически неизменной со времен средневековья, когда ремесленники использовали плоские панели цветного или белого стекла и перед обжигом все детали рисовали на них красками”.

Итак, первое и главное достижение Тиффани – выплавление стекла с нужным рисунком, оттенком и текстурой вместо рисования на нем красками и последующим обжигом.

Технология, которую изобрел Луис Комфорт Тиффани, относится в первую очередь к производству стекла, но изготовления витражей из него затрагивает самую малость. Технология разрабатывалась в период с 1878 по 1933 годы в студии “Тиффани” (Нью-Йорк) командой дизайнеров под руководством самого Луи Тиффани.

Метод, посредством которого различные цвета смешиваются вместе в расплавленном состоянии стекла для достижения тонких эффектов затенения и текстуры, Тиффани разрабатывал в паре с Артуром Нэшем, опытным стеклодувом из Стоурбрайдж, Англия. Ссылаясь на староанглийское слово fabrile, ручная ковка, Тиффани назвал этим словом собственное выдувное стекло из его собственных печей. Так Fabrile стало товарным знаком, обозначавшим стекло ручной работы и уникального качества.

К 1881 году, почти одновременно, Тиффани и вышеупомянутый Ла Фарж запатентовали каждый свое “опалесцирующее стекло” – уникальный феномен молочного непрозрачного стекла с радужными переливами введенного в него цвета. Это второе достижение Тиффани.

С 1898 года Луи Тиффани увлекся изготовлением абажуров для ламп. Чтобы иметь возможность делать фигурные формы, потребовалось несколько упростить технологию. Так вместо традиционных свинцовых прутьев, которые приходилось плющить в процессе сборки витража молотком вручную, Тиффани стал применять медную фольгу, пайку и болванку, повторяющую форму будущего абажура.

Теперь главное: Тиффани изобрел не технику витража, а технику сборки витражных абажуров на фигурной болванке, то есть был первым, кто сделал объемный витраж.

А еще Тиффани изобрел лампу с абажуром в виде моллюска.

Рисунок с подписью самого Луи Си Тиффани.

Кто на самом деле изобрел обсуждаемую технологию

Стоит упомянуть, что хоть Тиффани и применял медную фольгу, технологию придумал не он. Вообще это до сих пор спорный вопрос, потому что незадолго до Тиффани то же самое делал Джон Ла Фарж. К тому же первый патент на метод “Объединения стеклянной мозаики” был выдан не этим двум уважаемым господам, а Санфорду Брею в 1886 году. Смотрите патент за номером US 349424 A; заявлен 2 декабря 1885 года, опубликован 21 сентября 1886 года.

Цитата из вышеупомянутого патента:

“Объектом моего изобретения является предоставить дешевое, удобное и эффективное средство для соединения цветных стеклянных мозаик. относится к тому классу витражных окон, в котором кусочки стекла объединены вместе и удерживаются в нужном положении с помощью свинцового переплета.

Тонкие полоски листового металла – я предпочитаю медь или медную фольгу – нарезаются надлежащей ширины, чтобы они соответствовала толщине кусочков стекла, по краям которого полоски прикрепляются посредством любого подходящего клейкого вещества. “

Наличие указанного патента доказывает, что авторство техники обертывания стекла полосками медной фольги с последующей пайкой принадлежит Санфорду Брею, но не Тиффани. Кроме того, в указанном патенте Брэй также решает вопрос с нанесением на медные полоски клейкого вещества, для удобства. То есть, Брэй в сущности изобрел медный скотч.

Отсюда продолжать связывать технологию с именем Тиффани более не представляется возможным, однако исторически почему-то принято так.

Что касается выкладки порезанного стекла ни монтажном столе с последующей сборкой, то в этом отношении технология практически не претерпела изменений. В средние века оконный витраж выкладывался и собирался точно так же.

Разновидности стекла по Тиффани

1. Опаловое стекло. Термин “опалисцирующее стекло” обычно применяется для описания стекла, где присутствует более чем один цвет, “растворенный” в процессе производства, в отличие от “ламинированного” стекла, где цвета наносятся непосредственно на стекло, или используется раствор нитрата серебра для поверхностного тонирования. Опаловое стекло является основной промышленной линейкой целого ряда стекол, созданных Тиффани.

2. Фавриль. Запатентовано Тффани в 1892 году. Отличительный признак – поверхностные многоцветные переливы. Радужная поверхность мерцает и влияет на степень прозрачности под разным углом зрения. Такой радужный эффект с переменной прозрачностью достигается путем смешивания нескольких цветов в горячем состоянии.

3. Стример, или серпантин. Серпантиновое стекло отличается рисунком стеклянных нитей, прилепленных к поверхности. Тиффани использовал такое текстурированное стекло для имитации пучков травы или веток.

4. Фрактура. Текстурированное стекло, получаемое путем вплавления на стеклянную подложку тонких стеклянных пластинок неправильной формы.

5. Фрактурно-серпантиновое. Совмещение вместе двух предыдущих технологий.

6. Крапчатое. Крапчатость создается за счет мутноватых вкраплений округлой формы и традиционно использовалось для имитации органических форм. Изобретено в начале 20-го века, но в 1928 году, когда студия Тиффани закрылась, секретная формулы изготовления такого стекла было потеряна. Лишь спустя 40 лет формула была вновь открыта Эриком Ловеллом.

7. Рифленое. Относится к текстурированному стеклу с ярко выраженным рельефом в виде волн.

8. “Драпировка”. Сильно помятое стекло, обычно используемого для придания трехмерного эффекта в церковных витражах. Наиболее сложная технология, требовавшая навыка и опыта. Каждая стеклянная пластина получалась уникальной.

Современное витражное стекло Тиффани

Современного витражного стекла Тиффани не существует, поскольку давно нет производственного предприятия Тиффани, и товарный знак Fabrile применительно к стеклу свою актуальность утратил. Сейчас производимое стекло может только напоминать то самое оригинальное, но с развитием промышленности и технологий стало возможным производить новейшие уникальные образцы.

Остается открытым вопрос, можно ли к современным произведениям из витражного стекла применять словосочетание “технология Тиффани”. Наверное, нет. Может от того в англоязычном сегменте интернета сплошь используется термин “стиль Тиффани” вместо “технология”.

Тиффани стекло технология

Разделы сайта

Полезные ссылки

Партнеры проекта

Книга о витражах

Авторизация

Статистика сайта

большие воздушные шарики с доставкой

Существуют различные техники изготовления витражей в стиле «Тиффани». В этой статье мы рассмотрим самую трудоемкую технику, которая, однако, позволяет добиться самых превосходных результатов. Следуйте нашим советам, и вы сможете создать ваш первый витраж Тиффани.

Итак, для создания витража нам понадобится:
– цветное витражное стекло (самое популярное – Spectrum, но может быть и Китайское, оно дешевле);
– оловянный припой марки ПОС-61 или ПОС-60 (без канифоли !);
– стеклорез наливной с латунной ручкой (Silberschnitt, Toyo или аналогичный);
– специальное масло для стеклорезов (например – Novacan)
– щипцы для разлома стекла (например – Inland) ;
– хороший паяльник, мощностью 100 Вт (лучше с регулятором мощности);
– шлиф-машинка типа “Kristall 2000S” или “Inland Aero”;
– фольга медная (шириной 5.16 или 5.56 мм), она же – фолия, от английского Foil ;
– фольга медная для усиления витража;
– флюс или паяльный жир (неплохой флюс – Novacan “Old Master’s”);
– кисточка для нанесения флюса;
– патина Novacan (черная или медная);
– П – образный латунный или цинковый профиль (для усиления конструкции витража);
– пластиковые закрытые защитные очки;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– скотч обычный и малярный;
– полупрозрачная бумага (но не калька);
– ватман (для создания картона витража);
– маникюрные ножницы (для вырезания картона витража);
– клей, типа “карандаш”.

Разработка эскиза витража.
За основу эскиза нашего витража возьмем изображение кленового листа. Поскольку это наша первая работа, линии рисунка мы максимально упростим. Для разработки шаблонов Вы можете использовать программу – Glass Eye 2000, или же купить готовые шаблоны витражей разработанные профессионалами.

Общие правила разработки шаблона :
– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами – во-первых, широкая фольга закроет значительную часть поверхности узкого элемента, а во-вторых, имея мало опыта в пайке, можно легко перегреть стекло до его растрескивания.
– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, это придаст конструкции витража дополнительную жесткость.

Читайте также:  Защита от детей на стеклопакеты

Эскиз витража необходимо распечатать в натуральную величину, в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см). Каждый элемент эскиза пронумеровать, и один эскиз разрезать по линиям. Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от попадания на него воды при обточке деталей. Затем, эскиз необходимо приклеить малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной (например, лист ламинированной фанеры). Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать “с угла”, сначала обозначьте рейками стороны этого угла на рабочей поверхности; используйте угольник – чтобы выдержать прямой угол.

Выбор стекла для витража.
Современное витражное стекло американского, европейского или же китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше всего использовать американское или европейское стекло.
Некоторые фирмы и витражные мастерские, предлагают обрезки такого стекла – обратите на них внимание. Обрезки (бой стекла) стоят значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу, а также сэкономить деньги и нервы, особенно на начальном этапе.
При подборе стекла для витража, обязательно учитывайте – как будет освещаться витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элементов витража.
Вырезанный шаблон стеклянного элемента наклеиваем на лист цветного стекла. Обратите внимание – стороны стеклянного листа имеют различную фактуру и резать стекло всегда проще по более гладкой стороне, она будет с «изнанки» вашего витража.
Вырезаем стеклянный элемент витража по контуру бумажного шаблона, при этом стеклорез держим в руке как шариковую ручку, под углом около 45º к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил, при резке стекла нужно совсем небольшое усилие. Старайтесь держать стеклорез ровно, так чтобы режущий ролик был перпендикулярен к поверхности стекла. Если ролик будет отклоняться, то скол стекла может пойти под углом.
Резать стекло нужно от края до края листа, без остановок. Заканчивая линию, всегда снижайте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше. После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом латунной рукоятки стеклореза по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и постепенному расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обработайте на шлифовальной машинке. При шлифовке стекла обязательно используйте защитные очки ! Также, рекомедуем использовать специальный защитный экран, который продается как дополнение к шлифмашинам, этот экран предотвращает разлет осколков стекла и создает дополнительную защиту для глаз и лица.
Пазы под стеклянные капли, также, вытачиваются на шлифмашинке.

Цель шлифовки стекла – окончательная доводка элементов по размеру, а также создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.
Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая шлиф-головки позволяют быстро обработать кромку, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Эти сколы будут незаметны, если использовать широкую фольгу, которая их прикроет. Если же Вы планируете сделать тонкий шов в 2-3 мм, то целесообразно использование тонкой шлиф-головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки стекла фольгой – размер элемента немного увеличится.

Обмотка стеклянных элементов медной фольгой.
Каждый стеклянный элемент витража оборачивается медной или латунной фольгой. Фольга представляет собой полоску металла, с одной стороны имеющую черную или бесцветную клеевую основу. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Причем, «медная» фолия – дешевле. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить. Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины и концы перехлестывались на 2-3 мм.

Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража. После оборачивания, фольгу необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи специального обжима или обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей. Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее, все швы необходимо обработать флюсом или паяльным жиром. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижению олова. Флюс (как и жир) наносится на швы кисточкой.

Следите за тем, чтобы между обмоткой элементов и пайкой всего витража был как можно меньший промежуток времени, т.к. фольга постепенно окисляется на воздухе и пайка, в итоге, может быть очень затруднена. Если, все же, поверхность фольги успела сильно окислиться, то паяльный жир можно смешать с паяльной кислотой. Но в этом случае необходима более тщательная промывка готового витража и обработка его нейтрализующим кислоту раствором.

Пайка швов витража.
При изготовлении витражей «Тиффани» используют олово марки ПОС-61 или ПОС-60. Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва. Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло. Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Все дефекты и неровности пайки необходимо исправлять сразу. Если, по контуру, Ваш витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую ширину швов по периметру, иначе стекло может просто не войти в профиль.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража. Для этого берется (в нашем случае) П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.
Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом, т.е. лудится.

После завершения пайки – витраж следует тщательно вымыть под проточной водой, используя при этом щетку и жидкие моющие средства типа «FAIRY».

Покрытие витража патиной – патинирование.
Патина должна наноситься только на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины. При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства.
И, наконец, готовый витраж еще раз моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Ваш первый витраж Тиффани – готов ! Конечно же, в этой статье невозможно раскрыть всех секретов и тонкостей создания витражей по технологии Тиффани. Рекомендуем Вам почитать специализированные книги о витражах, а также посетить наш форум о витражах.

Извините, у Вас недостаточно прав для комментирования материалов. Пройдите регистрацию или авторизуйтесь.

Сделай сам

Популярные публикации

Последние комментарии

Витражи своими руками, техника Тиффани

Сегодня самое большое распространение среди других технологий изготовления витражей получила техника, которая носит имя своего создателя Луи Тиффани. Американец Луи Комфорт Тиффани, который родился и вырос в семье известных ювелиров, в конце 19 столетия начал свои опыты по изготовлению витражей. Вначале им были введены некоторые усовершенствования в технологию сборочного процесса и изобретены новые стёкла.

Т ехника Тиффани отличается от других своим способом соединения стёкол между собой. В отличие от других техник, где стёкла скрепляются между собой при помощи протяжки, в этой технике каждое стёклышко обтачивается и обрамляется медной лентой, потом эскиз выкладывается на кальке, где стёклышки соединяют между собой, спаивая их оловянным припоем с каждой стороны, а потом весь витраж покрывают патиной.

При помощи техники Тиффани можно создавать объёмные витражные полотна с выпуклыми или вогнутыми отдельными элементами. Благодаря такой реалистичной фактуре эти витражи становятся неповторимыми и оригинальными. Использование мелких деталей в технике Тиффани делает изящнее и тоньше линии витражей. Эта технология позволяет создавать неограниченные и прочные плоскости и формы, включая традиционные, которые используются для изготовления потолочных и оконных конструкций. Техника Тиффани нашла своё применение в изготовлении ваз, светильников и других декоративных предметов.

Необходимое оборудование и расходные материалы для изготовления витража

– олово, марка ПОС-61;
– стеклорез наливной с латунной рукояткой;
– специальное масло для стеклорезов (заменители – машинное масло, керосин)
– щипцы для разлома стекла;
– паяльник, 100 Вт.
– шлифовальная машинка типа «Kristall»;
– фольга медная (черная) 5,16 мм, другое название – фолия, от англ. Foil;
– флюс или паяльный жир, паяльная кислота;
– патина (черная или медная);
– П – образный латунный профиль 4х4х4 мм;
– латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
– защитные очки;
– ножницы для вырезания шаблонов;
– небольшие ножницы (можно маникюрные);
– небольшие ножницы по металлу;
– маленькие гвозди, молоток;
– деревянные рейки, 1х2 см;
– жесткая кисточка;
– скотч широкий, прозрачный и малярный.
– писчая бумага. Чем прозрачней, тем лучше. Но не калька.
– ватман;
– клей-карандаш.

Читайте также:  Какую температуру выдерживает закаленное стекло

Эскиз витража

З а основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как эта работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.

Общие правила построения линий эскиза:

– чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;

– если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, широкая фолия все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло до образования трещин.

– если витраж планируется узким и высоким, предусмотрите в эскизе плавные линии от края до края, для ребер жесткости.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах, с учетом полей (минимум 2 см).

Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям специальными ножницами для шаблонов. Эти ножницы имеют три лезвия. Центральное лезвие автоматически удаляет полоску бумаги шириной 1,27 мм,. В дальнейшем эта полоска компенсируется толщиной фолии.

Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться. Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст возможность исправить возникающие при обточке ошибки.

Поверхность рабочего эскиза заклеивается широким прозрачным скотчем, чтобы защитить рисунок от случайного попадания на него воды.

Далее ваш эскиз по полям приклеивается малярным скотчем к рабочей поверхности. Рабочая поверхность должна быть идеально ровной. Затем по будущей границе вашего витража прибиваются деревянные рейки. Так как витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок, сначала обозначьте рейками стороны этого угла.

Выбор стекла

Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки. Обратите на них внимание. Стоят они значительно дешевле, и помогут разнообразить оттенками вашу работу.

При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж, как сочетаются между собой фактура и цвет стекла.

Изготовление элемента

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.

Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.

Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45? к поверхности стекла. Не нужно давить на стеклорез изо всех сил. Усилие требуется небольшое.

Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.

Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая линию, снизьте давление на стеклорез, иначе получится скол. Линии должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.

Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифмашинке

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки стеклореза (латунного!) по линии отреза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.

Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.

Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.

Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке. При шлифовке обязательно надевайте защитные очки!

Цель такой обработки – окончательная доводка по размеру, плюс создание шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации фолии.

Рабочей частью шлифмашинки является шлифовальная головка. Поверхность соприкосновения головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.

Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фолию, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-3 мм, целесообразно использование тонкой шлифовальной головки.

Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.

Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража оборачивается фолией. Фолия представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фолия. Это важно при изготовлении изделий из прозрачного стекла.

Для того чтобы фолия хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть и, при необходимости, обезжирить.

Старайтесь, чтобы загибаемые края фолии были одинаковой ширины. Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

После оборачивания фолию необходимо разгладить по всей поверхности. Это можно сделать при помощи обычной пластиковой ручки.

Готовый элемент зафиксируйте на вашем эскизе при помощи небольших гвоздей.

Пытаясь добиться тонких швов, не старайтесь подгонять детали друг к другу «с хрустом». Элементы должны лежать свободно. В противном случае, во время пайки стекло может треснуть даже при несильном нагреве.

Далее все швы обрабатываются флюсом. Он удаляет окислы с поверхности меди и способствует разжижжению олова. Каждый флюс хорош по своему, но мне больше нравится немецкий паяльный жир. Он наносится на швы кисточкой.

Если с момента обмотки до момента пайки поверхность меди сильно окислилась, паяльный жир можно смещать с паяльной кислотой.

Пайка швов

При изготовлении витражей в технике Тиффани, используют олово марки ПОС-61.

Кончик оловянного прутка кладется на шов и сверху прижимается разогретым до рабочей температуры паяльником. В таком положении паяльник ведется вдоль шва.

Не следует долго держать паяльник на одном месте – можно перегреть фолию и стекло.

Высоту шва вы определяете сами. С количеством олова надо быть аккуратным. Его излишки конечно можно «согнать» на стекло, но если олова будет слишком много, стекло может треснуть.

Перед тем как паять «начисто», покройте все швы небольшим количеством олова.

Дефекты пайки исправляете сразу.

Так как по контуру витраж будет обрамлен в латунный профиль, необходимо оставить непропаянной некоторую длину швов по периметру.

После того, как все элементы витража спаяны между собой с двух сторон, делается рама витража.

Для этого берется П-образный профиль: 4х4х4 мм или 8х4х8 мм, в зависимости от величины витражного полотна. Он обеспечивает витражу достаточно жесткий каркас.

Профиль режется на отрезки равные длине каждой из сторон витража. Затем край полотна вставляется в профиль и припаивается к нему в местах соприкосновения профиля и швов. Для этого швы по краям витража оставляют с минимальным количеством олова на них. Места соприкосновения отрезков профиля также пропаиваются. Далее, в случае необходимости, профиль покрывается оловом.

После завершения пайки витраж следует тщательно вымыть проточной водой, используя жесткую щетку и обезжиривающие средства типа «Фейри».

Нанесение патины

Патина наносится на сухие, чистые и обезжиренные швы. Работать лучше в перчатках. Из основной емкости перелейте в рабочую небольшое количество патины.

При помощи губки нанесите патину на швы. Остатки использованной патины нельзя смешивать с исходным раствором, так как при этом теряются его свойства. Далее витраж моется мягкой губкой, с использованием средств для очистки стекол.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Техника витражей Тиффани, витраж Tiffani своими руками

Существуют разные методы создания неповторимых и оригинальных моделей витраже. Технология Тиффани отличается от подобных вариантов моделирования рисунка.

>Технология изготовления витражей Тиффани в теории проста и понятна:

  • делаются эскизы витража Тиффани – либо сразу в натуральную величину в двух экземплярах, либо удобного работнику размера с последующим перемасштабированием до габаритов витража. Перемасштабирование можно произвести при помощи современных типов копировальной техники;
  • из одного эскиза вырезаются (профессионалы используют специальные трёхлезвийные ножницы, среднее лезвие которых удаляет по контуру вырезаемого рисунка полоску бумаги шириной 1,27 мм) контуры тех фигур, которые впоследствии надо вырезать из стекла. Этот будут шаблоны витражей Тиффани;
  • Инструменты для изготовления витража в технике тиффани

шаблоны наклеиваются на стеклянные листы нужного цвета, после чего из стекла при помощи резца вырезаются по наклеенным шаблонам требуемые фигуры;

  • стеклянные фигуры обтачиваются до требуемой формы на шлифовальном станке;
  • обточенные фигурные пластинки стекла обёртываются по контуру самоклеящейся медной фольгой или тонкой медной лентой со слоем акрилового клея на внутренней поверхности (эта поверхность заклеена бумажной полосой, которую надо удалить перед использованием ленты). Специалисты часто называют такую ленту «фолия». При наклейке фолия тщательно разглаживается; перекосов не допускается;
  • Паяльник, фолия для витражей Тиффани

    второй эскиз с целым рисунком витража Тиффани накладывается на рабочий стол. Если требуется сделать не плоский витраж, а выпуклой, вогнутой, сегментарной формы, то поверхности стола придаётся соответствующая конфигурация. На ней, в соответствии с контуром рисунка, раскладываются обёрнутые фолией пластинки стекла;

  • заполненные фолией «швы» между отдельными частями рисунка обрабатываются флюсом;
  • после того, как витраж собран целиком, его элементы скрепляются пайкой;
  • готовый витраж обрамляется по периметру латунным П-образным профилем. Для приданию раме жёсткости, концы профильных реек спаиваются между собой. Опытные мастера при пайке швов витража оставляют по краям панно некоторое количество олова. Эти остатки олова используются для спайки профилей рамы с собственно витражом;
  • в завершение работы на швы витража при помощи губки наносится патина. Затем витраж моется с использованием чистящих средств для стекла (к примеру, «Мистер мускул»).
  • Витражи Тиффани своими руками

    Настольный шлифовальный станок Kristall

    Изготовление художественного витража Тиффани по силам любому человеку, обладающему достаточным терпением и навыками резки стекла, пайки, способностью подготовить эскиз будущего изделия.

    >Материалы для витража Тиффани – цветное стекло (желательно от американской фирмы Spectrum), фолия, припой (оловянный пруток), флюс, искусственная патина, моющие средства.

    Купить материалы для витражей Тиффани в Москве не представляет труда. Их продают как в магазинах, торгующих стеклянными изделиями, так и магазинах для творческих работников типа «Передвижник».

    Описательная статья «Витражи Тиффани» доступна на нашем сайте всем желающим ознакомиться с творческими подходами великого мастера
    Об истории витражей и о современных витражных технологиях читайте в статье о витражных окнах
    Об использовании витражей при остеклении входных групп зданий и частных коттеджей читайте здесь: http://oknanagoda.com/steklo/vchodbie-gruppi/entrance-rooms.html >Инструменты для изготовления витражей Тиффани – резец для стекла (роликовый стеклорез) и паяльник. Единственный специальный инструмент для витражей Тиффани – ножницы для вырезки шаблонов с третьим лезвием. Попробуйте купить их в одной из мастерских или студий, занимающихся профессионально созданием витражей в технике Тиффани.

    Эскиз витража Тиффани на сборочном столе

    >Оборудование для изготовления витражей Тиффани:

    настольный шлифовальный станок, желательно – типа Kristall, с набором сменных абразивных головок для шлифовки стекла к нему;

    рабочий стол (верстак) – горизонтальная поверхность, на которой можно разместить эскиз витража, и которой можно, при необходимости, придать пространственную конфигурацию будущего витража (выпуклость, сферическую форму и т.п.).

    Всё для витража Тиффани купить в одном месте навряд ли удастся. Но для любителей, желающих заняться этим искусством, в продаже имеются наборы для витражей Тиффани. Своеобразная игра «Собери паззл» для взрослых, в коробке которой вы найдёте не только весь необходимый инструмент для витражей Тиффани, но и уже вырезанные из стекла фигурные пластинки, и эскиз будущего витража.

    Набор для изготовления витража Тиффани по готовому эскизу

    >Купить набор для витража Тиффани можно как в магазинах при арт-студиях, так и через интернет. К примеру, мастерская «Стекло узором» реализует через Почту России наборы витражного мастера в двух комплектациях: со стеклом семи цветов – за 7520 руб., трех цветов – 5050 руб./комплект.

    Компания «Арт Гласс Хаус» сайт http://www.aghouse.ru предлагает наборы в четырёх вариантах;

    да и почти каждая студия или мастерская, делающая витражи, промышляет продажей подобных «конструкторов-паззлов» для взрослых.

    Мастер-класс по изготовлению витражей Тиффани

    Точно также большинство известных предприятий отрасли организуют обучение изготовлению витражей Тиффани. Один из примеров – однодневные мастер-классы по витражам Тиффани от студии «Арт-Ультра».

    Курсы витража Тиффани от мэтров этого искусства организует журнал «Ярмарка мастеров», нередко — бесплатные. Да и вообще, Сеть пестрит предложениями подобного рода – достаточно лишь обратиться к поисковику.

    Стиль и техника витражей Тиффани

    В завершение хотелось бы предупредить тех наших соотечественников, которые решили самостоятельно изучать витражное искусство, от смешения понятий «техника изготовления витражей Тиффани» и «витраж в стиле Тиффани».

    Статья «О плёнках на окна – витражных, самоклеящихся» рассказывает о набирающей популярность в настоящее время технологии создания витражей
    Еще одна распространенная в наше время технология – создание витражей пескоструйным методом
    Статью о классических витражах и о технологиях, сохраненных с глубокой древности, читайте здесь:

    Витраж в стиле Тиффани со всеми характерными особенностями

    Технология витражей Тиффани – это именно использование в качестве крепежного, структурообразующего элемента медной ленты-фолии. Но как выдающийся художник Луис Тиффани также является создателем собственного стиля в изобразительном искусстве.

    Для стиля Тиффани характерны флористические мотивы, тщательная прорисовка элементов, округлость форм, перегруженность яркими красками, стилизация под средневековые картины. Разумеется, часть своих витражей Тиффани создавал в собственном стиле, но не только: условия-то и в мире искусства диктует заказчик.

    С другой стороны, и витраж в стиле Тиффани вовсе не обязательно должен быть выполнен по технологии Тиффани.

    Витражи «Тиффани» – материалы, техника и особенности

    В витражном искусстве техника Тиффани объединяет изящество линий, яркие краски и особый внутренний свет. Созданная в конце XIX-го века, она до сих пор остается одной из самых популярных. Ее используют для создания предметов декора, оформления интерьера и экстерьера зданий. Техника предполагает индивидуальное изготовление изделий, что дает максимальную свободу творчества.

    Особенности витражей Тиффани

    Появление этой техники стало настоящей революцией. Классические витражные композиции имеют большой вес, они довольно громоздки. В противоположность им, витражи Тиффани — легкие и изящные, они практически универсальны в применении.

    Малый вес. Для соединения стекол используются легкие медные полоски, а само стекло имеет небольшую толщину. За счет этого композиции максимально облегчены. Это расширяет область их применения: изделия используют для оформления светильников, подвесных потолков, элементов мебели и т.п.

    Выразительная линия пайки. Стекла соединяют между собой оловянным припоем. Его толщина не обязательно должна быть одинаковой по всей длине, и это позволяет совершенствовать витражный рисунок. Олово патинируют, за счет чего пайка приобретает медный или черный оттенок. Контуры элементов становятся важной частью композиции.

    Использование стеклянных фрагментов любого размера и формы. Медная лента или фольга, которой обтягивают элементы витража Тиффани, тонка и пластична. Это позволяет мастерам студии «Стеклосфера» использовать для композиции фрагменты любого размера — в том числе, и очень маленькие. Их форму подбирают индивидуально, и никаких технических ограничений здесь нет.

    Палитра цветов. Нестандартные цветовые решения привлекают особое внимание к витражам Тиффани. Это могут быть чистые и яркие цвета, смешанные оттенки, пастельные тона. При создании композиций выразительность окраски обеспечивают применением специального цветного стекла — окрашенного по особой технологии и в некоторых случаях дополнительно декорированного.

    Материалы для витражей Тиффани

    В создании композиции правильный выбор материалов определяет ее внешний вид, прочность, функциональность и назначение. Техника Тиффани стремится к минимальному весу готовых изделий и вместе с тем — к их особой выразительности. Чтобы добиться этого, для изготовления витражей используют следующие материалы.

    Медная лента или фольга. Медь — пластичный, тонкий, легкий и удобный в обработке металл. Ширина ленты подбирается так, чтобы она была немного больше толщины стекла. При обтяжке лента заводится на края стеклянного фрагмента, для чего ее по всей длине сгибают под прямым углом. Ширину этого «выступа» регулируют по краю элемента из стекла и создают выразительный контур усложненной формы.

    Стекло. Используется специальное стекло — более легкое и окрашенное в яркие цвета. Технология его изготовления предполагает не выдув, а получение нескольких слоев путем раскатывания расплавленного сырья. Эти слои могут быть разноцветными — их комбинация позволяет получить новые оттенки. Для классического витража Тиффани применялось иризирующее (посыпанное крупинками металла) стекло, поверхность которого ярко искрилась, и опалесцентное (замутненное) стекло. Для современных витражных композиций используют окрашенные в массе силикатные стекла и облегченные акриловые стекла, если вес готового изделия должен быть минимальным. Цена витража Тиффани во многом зависит от выбора того или иного вида стекла.

    Оловянный припой. Используется для скрепления элементов между собой. Припой задействуется как еще одно художественное средство — регулируя его толщину и ширину, мастер делает контур более выразительным.

    Патина. Для витражей Тиффани используют черную или медную патину. Этим составом покрывают линии припоя. За счет этого контуры рисунка приобретают красивый однородный цвет.

    Как изготавливают витражи Тиффани?

    Работа в технике Тиффани требует мастерства и таланта. Художник студии «Стеклосфера» (г. Москва) изготавливает витраж по заранее разработанным эскизам и шаблонам, однако только от него зависит, какими именно будут линии готового шедевра.

    Этапы изготовления витража Тиффани

    Подготовка стекла. Стеклянные элементы вырезают по заранее намеченным с помощью шаблона контурам. Для витражей Тиффани используют окрашенное в массе стекло. Роспись практически не применяется — рисунок формируют стеклянные элементы определенной формы и цвета.

    Обмотка. Каждый стеклянный элемент обтягивают полосой из тонкой листовой меди или медной фольги. Полосу размещают на срезе так, чтобы она заходила за его края сверху и снизу. При обмотке медную полоску загибают за края стекла, чтобы она приняла П-образную форму. Обтяжку выполняют плотно, чтобы между торцами стеклянного элемента и медью не оставалось зазоров, пустот. Медную полоску располагают ровно, без перекосов и морщин.

    Сборка. Стеклянные элементы выкладывают, формируя рисунок будущего витража. Важно добиться ровного, правильного расположения, чтобы стыки были аккуратными, без нарушения геометрии. По всей длине стыков элементы композиции должны плотно прилегать друг к другу.

    Пайка. Выполняется оловянным припоем по линии медных обмоток. Слой припоя не должен попадать на стекло или быть слишком толстым. Важно избежать появления неровностей, заметных бугров, неаккуратных наплавлений.

    Патинирование. Патину равномерно наносят на слой припоя. При этом недопустимы пропуски, образование не прокрашенных участков.

    Витражная мастерская «Стеклосфера» изготавливает витражи Тиффани на заказ. У нас вы можете купить изделия любой сложности и любого назначения — от светильников и предметов декора до вставок в окна, подвесные потолки, мебельные фасады.

    Внимание!
    Особые условия
    при размещении заказа “витраж+конструктив”
    В январе 2020 года:
    Специальное предложение по оформлению потолков, перегородок и окон.
    Тел.: +7 (985) 783-17-17

    * Стандартный монтаж – монтаж, осуществляемый одним человеком с ровного пола с испольшованием лестницы-стремянки не более 1.5 метра.

    Заказать

    Укажите свой номер телефона и мы свяжемся с вами для оформления заказа.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector