Лифт для пожарных подразделений нормы - OknaForLife.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Лифт для пожарных подразделений нормы

Лифт для пожарных подразделений нормы

В пункте 7.1.18 СП 252.1325800.2016 (Изм. 1) говорится о необходимости организации в детских садах лифтов для МГН, используемых также для транспортирования пожарных подразделений. При этом количество этажей указывается более 1, что противоречит п. 7.15 СП 4.13130.2013, где речь идет о применении лифтов для пожарных в зданиях Ф1.1 высотой 10 метров и более.

Необходимо ли предусматривать лифт для пожарных в детских садах с количеством этажей более одного и пожарно-технической высотой менее 10 м?

1. Необходимость устройства лифта в здании дошкольной образовательной организации в первую очередь установлена пунктом 7.1.18 СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования для транспортирования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и взрослых маломобильных групп населения (см. информацию по адресу: https://www.normacs.info/answers/3747 (пункт 3)).

2. Обязательное наличие лифта для транспортирования пожарных подразделений требуется в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров (см. пункт 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям).

3. Необходимость устройства и оборудования лифта, предназначенного для транспортирования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и взрослых МГН, режимом транспортирования пожарных подразделений по ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности в рассматриваемом здании высотой менее 9 м возникает в случае создания зон безопасности МГН, предусмотренных пунктом 5.2.27 свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований “Технического регламента о безопасности зданий и сооружений”) и частью 15 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которые гласят:

“Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.

Предельно допустимые расстояния от наиболее удаленной точки помещения для инвалидов до двери в зону безопасности должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.

Зоны безопасности рекомендуется предусматривать в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений, а также в холлах лифтов, используемых МГН. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов во время пожара. Число лифтов для МГН устанавливается расчетом согласно приложения Г.

В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности. Лоджии и балконы могут не иметь противопожарного остекления, если наружная стена под ними глухая с пределом огнестойкости не менее REI 30 (EI 30) или имеющиеся в этой стене оконные и дверные проемы должны быть заполнены противопожарными окнами и дверями”.

  • Технический регламент о требованиях пожарной безопасности:

“15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара”.

Проблемы проектирования и применения лифтов для транспортирования пожарных подразделений и возможные пути их решения

ОГНЕСТОЙКОСТЬ. В настоящее время на территории Российской Федерации необходимость устройства лифтов, имеющих режим работы «транспортирование пожарных подразделений» (далее лифты для пожарных) для проектируемых, строящихся и реконструируемых объектов (здесь и далее под объектом понимается здание, строение, сооружение или наружная установка) устанавливается ч.15 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее ФЗ-123).

Для запроектированных по ранее действовавшим нормам и введенных в действие до 01.05.2009г. объектов такая необходимость определяется п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» и п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения».

При этом в соответствии с требованиями ч.15 ст.90 ФЗ-123 установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке объектов класса Ф1.1 (здания детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений) высотой более 10м, объектов класса Ф1.3 (многоквартирные жилые дома) высотой более 50м, объектов иных классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м, подземных автостоянок, имеющих более двух этажей.

В соответствии с требованиями п.8.10 СНиП 21−01−97* «Пожарная безопасность здания и сооружений» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в каждом пожарном отсеке зданий класса Ф1.1 высотой более 5м, зданий всех классов функциональной пожарной опасности высотой более 28м (за исключением зданий класса Ф1.3).

В соответствии с требованиями п.1.143* СНиП 2.08.02−89* «Общественные здания и сооружения» установлено, что лифты для пожарных должны предусматриваться в общественных зданиях высотой 10 этажей и более.

Как видим, в действующих нормативных документах имеются некоторые противоречия в требованиях по обеспечению объектов лифтами для пожарных.

Технические требования к лифтам для пожарных изложены в Техническом регламенте о безопасности лифтов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.10.2009г. №782 «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», ГОСТ Р 53296−2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» и НПБ 250−97 «Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях. Общие технические требования». Причем первые два документа распространяются на проектируемые, строящиеся и реконструируемые объекты, а последний на запроектированные по ранее действовавшим нормам и построенные до ввода в действие первых двух документов.

Есть несколько вопросов, которые время от времени возникают при проектировании и строительстве объектов, относительно которых нормативные документы не дают однозначных ответов.

Первый из них: возможно ли использовать лифты для пожарных в качестве лифтов для спасения маломобильных групп населения?

Дело в том, что в соответствии с требованиями п.3.45 СНиП 35−01−2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (перечень лиц, входящих в состав МГН перечислен в приложении А к СНиП 35−01−2001), если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию указанных групп населения за необходимое время (время от момента возникновения пожара до момента воздействия критических значений его опасных факторов на человека), то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время или находиться в ней до прибытия спасательных подразделений.

А в соответствии с требованиями п.3.47 СНиП 35−01−2001 пожаробезопасные зоны следует предусматривать вблизи вертикальных коммуникаций — такой коммуникацией может быть и лифт для пожарных. Кроме этого, в соответствии с требованиями п.6.26 СНиП 31−06−2009 «Общественные здания и сооружения» в зданиях стационаров лечебно-профилактических и социальных учреждений в указанные пожаробезопасные зоны должны выходить двери лифта, соответствующего требованиям к лифтам для пожарных.

Второй вопрос касается проектирования лифтов для пожарных на одноэтажных объектах класса функциональной пожарной опасности Ф 5.1 (производственные здания, сооружения, строения) и Ф 5.2 (складские здания, сооружения, строения) высотой более 28м, а также на наружных установках высотой более 28м, проектируемых в составе производственных предприятий. Не совсем понятно, для чего проектировать лифт для пожарных на одноэтажном объекте, но норма требует!

Да, в таком многообразии противоречащих друг другу нормативных требований относительно рассматриваемого вопроса среднестатистическому специалисту проектной или эксплуатирующей организации запутаться элементарно.

А зачем вообще он нужен, этот лифт для пожарных?

Действительно, для чего предусматриваются лифты для пожарных?

В соответствии с п.4.1 НПБ 250−97 и п.4.1 ГОСТ Р 53296−2009 лифты для пожарных являются составной частью комплекса инженерного оборудования объектов различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи для выполнения работ по спасению людей, обнаружению и тушению пожара.

Так почему пожарные боятся лифтов для пожарных?

Ну хорошо, предусмотрели лифт для пожарных в проектной документации, построили объект и ввели его в эксплуатацию, а что дальше? Как показывает практика, лифты для пожарных используются самими пожарными при тушении пожаров в зданиях, оборудованных такими лифтами, не более чем в 2% случаев. Получается, что дорогостоящее оборудование не востребовано основными потребителями. То есть в нормативных документах приведено неэффективное техническое требование!? Дело совсем в другом.

Есть несколько проблем практического использования лифтов для пожарных самими пожарными, которые не позволяют их эффективно использовать.

Первая из них — психологическая. Действительно, особенно после пожара на Останкинской телебашне, когда при тушении погибли три человека, в том числе высокопоставленный сотрудник Московского МЧС, руководители тушения пожара (далее РТП) опасаются использовать лифты для пожарных. Действительно, ни один здраво- мыслящий РТП, понимая, что он отвечает за жизни подчиненных ему бойцов, никогда не пошлет их подниматься на высоту при помощи лифтов.

Чего же он боится? Ведь — в идеале — если лифт для пожарных запроектирован в соответствии с требованиями нормативных документов, то это одно из самых неуязвимых мест в здании в пожарном отношении (лифт расположен в шахте с пределом огнестойкости ограждающих конструкций REI 120, дверные проемы шахт защищены противопожарными дверями с пределом огнестойкости EI 60, в шахту обеспечен подпор наружного воздуха не менее 20 Па, силовые агрегаты лифта обеспечены электроснабжением по первой категории надежности электроснабжения, имеется связь с пожарным постом).

Однако основное смысловое ударение в предыдущем предложении РТП ставит на словах «в идеале», а что за лифт перед ним и его бойцами, он не знает, а если не знает, то и не станет использовать! И будет по-своему прав.

Вторая проблема прямо вытекает из первой, это банальное незнание оборудования и правил его применения. Ни в ранее действовавшем Боевом уставе пожарной охраны, ни в ныне действующем Порядке тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (введенном в действие приказом МЧС РФ от 31.03.2011г. №156, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.2011г. №20970) ни слова не сказано об использовании лифтов для пожарных.

Читайте также:  Внутридомовые лестницы в частном доме

И что же — отказаться от лифтов для пожарных?

Нет. Этого делать нельзя! По следующим двум причинам: во-первых, это невозможно, поскольку требование по их установке является нормативным требованием. Во-вторых, использование лифтов для пожарных поможет сэкономить пожарным много сил при подъеме на высоту и доставке пожарно-технического вооружения, которые будут нужны для локализации и ликвидации пожара, а, возможно, и для спасения людей.

Однако для решения этих проблем, как всегда, нужен системный подход. Начать следует с этапа разработки предварительной концепции объекта, когда определяются его основные параметры. Здесь важно определить необходимость устройства лифта для пожарных в принципе (в зависимости от класса функциональной пожарной опасности объекта, его высоты и этажности).

Далее на этапе проектирования объекта следует определиться с количеством лифтов для пожарных, местами их установки, их скоростными и геометрическими параметрами, устройством противодымной защиты лифтовых шахт и холлов. При этом важно увязать и оптимизировать количество и места установки лифтов для пожарных с учетом их последующего использования, в том числе для спасения маломобильных групп населения.

При этом важно, что бы все указанные проектные решения были описаны в разделе проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности», который должен быть выполнен в соответствии с требованиями п.26 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. №87 и обоснованы в соответствии с требованиями ч.6 ст.15 Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее ФЗ-384).

В случае вынужденных и обоснованных отступлений от требований по оборудованию объектов лифтами для пожарных, следует провести комплекс обоснований с учетом требований ст.6 ФЗ-123, ч.6 ст.15 ФЗ-384, ч.2 ст.4, ч.1 ст.6, ч.2 ст.7 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002г. «О техническом регулировании».

На этапе строительства объекта важно соблюсти положения проектной документации по надежности электроснабжения силовых агрегатов лифтов для пожарных, их других параметров, влияющих на безопасность их использовании при пожаре.

И наконец, на этапе эксплуатации объекта следует организовать взаимодействие эксплуатирующей его организации и территориального подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, подразделения которой, в случае возникновения пожара, будут задействованы на его тушении. При этом крайне важно разработать и согласовать с указанным подразделением оперативный план тушения пожаров на объекте, в том числе определить порядок использования лифтов для пожарных.

На этапе эксплуатации следует уделить особое внимание организации работы лифтов для пожарных в соответствии с требованиями Технического регламента о безопасности лифтов, а также работоспособности и безопасности использования систем противодымной вентиляции лифтовых шахт и холлов для обеспечения надежности.

Пожарный лифт: особенности конструкции, монтажа и стоимость

В многоэтажных зданиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации специальные пожарные лифты значительно облегчают работу пожарных и помогают быстро решить проблему эвакуации людей. Обязательное наличие данных конструкций в ряде сооружений предусмотрено законодательством. Однако важно не только обеспечить здание таким подъемным оборудованием, но и позаботиться о правильности его монтажа, удобстве функционирования и эффективности.

Каким же образом решается проблема обеспечения многоэтажного здания эвакуационными лифтами и только ли в высотках они нужны? Давайте разберемся детально.

В каких сооружениях эвакуационный лифт обязателен?

Эвакуационный лифт согласно СНиП 21-01-97 должен устанавливаться в зданиях, относящихся к одной из следующих категорий:

  • любые здания высотой более 28 м, исключая многоквартирные жилые дома;
  • многоквартирные жилые дома высотой более 50 м;
  • детские дошкольные учреждения высотой более 5 м;
  • больницы высотой более 5 м;
  • специализированные дома престарелых и инвалидов (неквартирного типа) высотой более 5 м;
  • спальные корпуса школ-интернатов или детских учреждений высотой более 5 м.

Где может быть установлен пожарный лифт?

Эвакуационный лифт устанавливается внутри или снаружи здания и ограждается конструкцией из негорючих материалов с проемами и отверстиями для дверей, оборудования и систем вентиляции. От установки пожарных лифтов снаружи здания зачастую отказываются, поскольку она снижает эстетическую составляющую и часто не вписывается в архитектуру, хотя такое конструкционное решение гораздо удобнее для работы пожарных.

Какие предъявляются требования к пожарным лифтам?

Ответ на вопрос о том, какими должны быть лифты для транспортировки пожарных подразделений, можно найти в ГОСТ Р 52382-2010 «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных», ГОСТ Р 53296-2009 «Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности», ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования».

Согласно ГОСТ лифты для пожарных подразделений изготавливаются из негорючих материалов. Они должны выдерживать вес не менее одной тонны и иметь габариты: не менее 1100 мм в ширину и 2100 мм в глубину, чтобы в кабине лифта могли свободно помещаться носилки. Для пожарного лифта обязательно предусматривается резервное питание, а также наличие специального кабеля для связи с пожарным подразделением снаружи здания. При любой высоте здания пожарный лифт должен достигать верхнего этажа не менее чем за одну минуту.

В кабине лифта обязательно устанавливаются потолочный люк и трап, с помощью которых в случае неполадок можно подняться на ближайший этаж. Разрешена установка в шахте специальных скоб, заменяющих трап. Шахта лифта должна сохранять такой уровень огнестойкости, чтобы обеспечивать безопасное передвижение лифта в течение двух часов с момента начала пожара. Двери кабины могут быть открыты только при удерживании в нажатом состоянии специальной кнопки. Как только кнопка отпущена, они должны сразу же закрыться, обеспечивая безопасность в тех случаях, когда лифт остановился на охваченном огнем этаже.

Шахты и холлы пожарных лифтов в подземных и цокольных этажах оснащаются автономными системами приточной противодымной вентиляции.

Инновационный эвакуационный подъемник «ПСК Содружество» – гарантия безопасности людей и успешного пожаротушения

Самым высоким современным требованиям к подъемной технике отвечает эвакуационный лифт «ПСК Содружество». Эту продукцию для обеспечения мер по борьбе с пожарами поставляет, монтирует, а также осуществляет ее сервисное обслуживание ООО «ПСК «Содружество». Помимо формального соответствия действующим нормативам, это подъемное оборудование обеспечивает всем группам населения, включая маломобильные, физический и психологический комфорт.

Уникальность лифтов «ПСК Содружество» состоит в том, что они позволяют подниматься пожарным с тяжелым специализированным оснащением на любые высотные отметки.

Особенности конструкции и работы

Подъемники «ПСК Содружество» производятся в различных модификациях. Наиболее универсальными являются самоходные кабины с ходовой частью зубчато-реечного типа. На поверхности здания монтируются мачтовые или рельсовые направляющие, обеспечивая подъемнику надежное закрепление и скорость передвижения свыше 90 м/мин. Предел огнестойкости всех узлов подъемника составляет более одного часа. Подъемники «ПСК Содружество» имеют разные габаритные исполнения, одномачтовый или двухмачтовый варианты, грузоподъемность от 800 до 8000 кг и вместимость от 10 до 100 человек. Все кабины полностью герметичны.

В подъемниках «ПСК Содружество» предусмотрены устройства для герметичной стыковки с окном/дверью сооружения. Один из вариантов такого устройства – выдвижной тамбур, через который можно проводить людей и переносить грузы из подъемника в здание/сооружение и обратно. Это повышает безопасность эвакуации и предотвращает усиление пожара, которое возможно при надуве воздуха через негерметичные соединения при стыковке.

Кабина подъемника обслуживается фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей безопасность людей при сильном задымлении или действии токсичных веществ.

Стоит отметить, что российские создатели подъемников «ПСК Содружество» участвовали в разработке ГОСТ Р 22.9.11-2013 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Аварийно-спасательные средства спасения из высотных зданий. Классификация. Общие технические требования», который был утвержден приказом Росстандарта от 10 октября 2013 г. № 1146-ст. Этим стандартом устанавливается классификация и общие технические требования к средствам спасения людей из высотных зданий. Подъемники «ПСК Содружество» включены в перечень таких средств спасения. ГОСТ действует на территории РФ с 1 февраля 2014 г.

Особенности монтажа

Подъемники «ПСК Содружество» могут быть смонтированы как на внешней фасадной поверхности здания или сооружения, так и внутри, в пожарных лифтовых шахтах. На фасадной части предусмотрены варианты как стационарного, так и временного размещения. Для временного использования подъемники доставляются к зданию или сооружению и монтируются на мачты/рельсы при помощи специально разработанных автомобилей. Это актуально для жилых высотных зданий, которые имеют несколько подъездных секций, изолированных друг от друга.

Конкурентные преимущества

Подъемники «ПСК Содружество» всех моделей − уникальное российское изобретение, запатентованное в Роспатенте. Они могут быть использованы для подъема пожарных и техники в высотных зданиях, для эвакуации маломобильных групп населения из невысоких зданий, а также для транспортировки и работы боевых и спасательных антитеррористических подразделений. Подъемники «ПСК Содружество» устанавливаются практически на любой фасад здания без ущерба для его внешнего вида. Возможность временного размещения подъемников «ПСК Содружество» позволяет обеспечить быструю и эффективную организацию работы пожарных практически в любом здании, где пожаротушение и эвакуация людей имеющимися в наличии средствами затруднены или невозможны.

Срок поставки

В настоящее время ПСК «Содружество» заключен договор на серийное производство подъемников «ПСК Содружество» всех моделей. За вопросы производства отвечает одна из ведущих западноевропейских компаний в сфере подъемно-транспортного оборудования. При сборке лифтов используются стандартные комплектующие. За счет этого обеспечивается возможность быстрого изготовления различных серийных сертифицированных моделей подъемников «ПСК Содружество». С момента получения заказа они могут быть поставлены в течение 3–4 месяцев.

Применение пожарных лифтов

Возникновение возгорания в современном здании является ситуацией, которая требует наличия лифтов пожарного назначения для быстрого перемещения бригады спасателей и пожарных подразделений по этажам, а также ускоренной эвакуации людей. Пожарным лифтом называется устройство, с помощью которого обеспечивается быстрое перемещение пожарного расчёта по этажам для спасения людей и для обнаружения или тушения очага возгорания.

Обычный лифт в данной ситуации не может использоваться из-за своей невысокой грузоподъёмности, а также небольшой устойчивости перед влиянием огня и влажности. Грузоподъёмность современного лифта пожарного назначения составляет 630 кг.

Установка в зданиях

Лифтом для перемещения пожарных подразделений оснащаются следующие виды зданий:

  • любые здания за исключением многоквартирных домов, по высоте превышающие 28 метров;
  • многоквартирные современные дома, имеющие высоту от 50 метров;
  • детские образовательные учреждения, имеющие высоту от 5 метров;
  • больницы, по высоте превышающие 5 метров;
  • специализированные центры для престарелых людей и инвалидов с высотой от 5 метров;
  • стальные корпуса различных учреждений для детей, высота которых составляет более 5 метров.
Читайте также:  Расчет межэтажной лестницы в частном доме

Монтаж пожарного лифта требует обязательного учёта некоторых нюансов. Перед его установкой предварительно изучаются пути движения спасательных расчётов, прибывающих в случае чрезвычайного происшествия на место возгорания. При этом обеспечивается их прямой доступ из лифтовой кабины во все возможные точки здания.

Пожарные лифты такого типа чаще всего устанавливаются в специально выделенном холле или располагаются рядом с кабинами для перевозки пассажиров. При этом они объединяются в группу с единым управлением. В спокойное время эти лифты могут применяться для перевозки грузов и пассажиров.

Устройства обязательно оборудуются горизонтально раздвигающимися дверями, имеющими автоматическое управление. Установленный лифт должен исправно функционировать даже тогда, когда в шахте из-за противодымовой вентиляции появляется избыток давления. Пол лифтовой кабины имеет противоскользящее покрытие, а поблизости от места расположения пожарного лифта находится эвакуационный выход на лестничную клетку.

Особенности конструкций

Лифты для перемещения пожарной бригады по типу управления отличаются от простых лифтовых кабин. Крыша пожарного устройства оснащена люком для эвакуации людей, а сам лифт управляется только с помощью нажимных кнопок, так как применение кнопок сенсорного типа не допускается.

При пожаре двери такого лифта очень медленно открываются после поданной команды находящегося во внутренней части кабины пожарного. Это делается для быстрой оценки главным ситуации на этаже и мгновенного закрытия дверей лифтовой кабины.

Пожарный лифт имеет специальную усовершенствованную систему управления, действующую при возгорании. При появлении огня все кабины немедленно спускаются к первому этажу здания и открываются до появления пожарных.

При работающей противопожарной системе они блокируются. Для разблокировки требуется применяемый пожарными ключ. Сегодня каждый современный изготовитель лифтов пользуется собственным ключом, активирующим режим перемещения пожарных расчётов.

Поэтому в здании оборудуются специальные сейфы, в которых для спасательных подразделений размещаются подходящие к определённой модели устройства ключи.

В соответствии с общепринятыми требованиями лифт для перемещения пожарных оснащается прочными огнестойкими дверями, выдерживающими воздействие пламени не менее часа.

Область применения

Лифт, установленный для перемещения пожарного расчёта, устанавливается во внутренней части или снаружи здания. Он обязательно ограждается специальной конструкцией, созданной из негорючих материалов, а также оснащённой дверными проёмами, различным оборудованием и вентиляционной системой.

Сегодня от монтажа лифтов с уличной стороны здания чаще всего отказываются, так как при этом снижается эстетическая составляющая и установленное устройство часто не подходит к окружающей архитектуре, хотя эта установка является более удобной для действий пожарных подразделений во время возгорания.

Регламент работы и документация

Работа современных лифтов пожарного назначения регламентируется следующими документами:

  • ГОСТ 52382–2010 «Лифты для перемещения пассажиров и лифты для действия пожарных служб»;
  • ГОСТ 53296–2009 «Монтаж современных лифтов пожарного назначения в зданиях»;
  • ГОСТ 22.9.11–2013 «Безопасность при наступлении возгорания. Применение средств спасения для эвакуации людей из современных зданий»;
  • ГОСТ 28911 «Конструкция современных лифтов для перемещения пожарных должна полностью соответствовать установленным нормам и правилам»;
  • ГОСТ 3047.1 «Пожарный лифт обязательно оборудуется в отдельно отгороженной шахте, ограждённой конструкцией с высокой степенью огнестойкости»;

В соответствии с принятыми стандартами для изготовления лифтов пожарного назначения применяются негорючие материалы. Это оборудование может выдержать не меньше 1000 кг веса и создаются не менее 1100 мм шириной, а также 2100 мм глубиной для лучшего размещения носилок во внутренней части кабины.

Современный пожарный лифт оснащается резервным типом питания и проложенным кабелем, обеспечивающим связь с работающей пожарной службой. В здании различной высоты современный пожарный лифт поднимается на верхний этаж в течение минуты.

Его кабина оснащается потолочным люком для быстрой эвакуации застрявших в шахте спасателей, а также прочным трапом, позволяющим при неполадках быстро подняться на следующий этаж. Также во внутренней части шахты устанавливаются скобы, которыми заменяется трап.

Шахта лифта обладает повышенным уровнем огнестойкости и не менее двух часов после появления пожара позволяет кабине безопасно передвигаться. Двери кабины удерживаются в открытом состоянии с помощью нажатия специальной кнопки.

После её отпускания двери сразу же закрываются, что обеспечивает необходимую безопасность при остановке кабины на охваченном пламенем этаже.

В холле, на главном этаже рядом с местом расположения входа в лифтовую кабину обязательно оборудуется специальная ниша или металлический шкаф с размещённой переносной лестницей. Они оснащаются металлической дверью, закрываемой специальным ключом, позволяющим перевести лифт в рабочий режим для осуществления перевозки пожарного расчёта.

Шахты современных лифтов пожарного назначения, расположенные в подземном и цокольном помещении высотного здания обязательно оснащаются современными вентиляционными системами, с помощью которых ликвидируется быстро распространяющееся по этажам задымление.

В современных зданиях при появлении пожара лифты для перемещения пожарных сильно облегчают их действия и помогают быстро эвакуировать людей. Обязательное оснащение такими кабинами некоторых высотных сооружениях предусмотрено российским законодательством.

Охрана труда

Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь!

ГОСТ Р 53296-2009. “Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности”

Утвержден и введен в действие
Приказом Ростехрегулирования
от 18 февраля 2009 г. N 72-ст

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УСТАНОВКА ЛИФТОВ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.
ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Fire fighting lifts placing.
Requirements of fire safety

ГОСТ Р 53296-2009

Дата введения
1 января 2010 года
с правом досрочного применения

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ “О техническом регулировании”, а правила применения национальных стандартов Российской Федерации – ГОСТ Р 1.0-2004 “Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения”.

Сведения о стандарте

1. Разработан ФГУ ВНИИПО МЧС России, МОС ОТИС.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 “Пожарная безопасность”.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2009 г. N 72-ст.
4. Введен впервые.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет.

1. Область применения

1.1. Настоящий стандарт устанавливает требования пожарной безопасности к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.
1.2. Оборудование зданий и сооружений лифтами для пожарных должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.
1.3. Требования настоящего стандарта обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51032-97. Материалы строительные. Метод испытания на распространение пламени.
ГОСТ Р МЭК 63132-3-22-2005. Испытание электрических и оптических кабелей в условиях воздействия пламени. Часть 3-22. Распространение пламени по вертикальным пучкам проводов или кабелей. Категория А.
ГОСТ 12.1.044-89. ССБТ. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
ГОСТ 22011-95. Лифты пассажирские и грузовые. Технические условия.
ГОСТ 28911-91. Лифты и малые грузовые лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительные приспособления.
ГОСТ 30247.0-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования.
ГОСТ 30247.1-94. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции.
ГОСТ 30247.3-2002. Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери шахт лифтов.
ГОСТ 30244-94. Материалы строительные. Методы испытаний на горючесть.
ГОСТ 30402-94. Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость.
ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-72:2003). Лифты пассажирские. Лифты для пожарных.
ГОСТ Р 53299-2009. Воздуховоды. Метод испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53300-2009. Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний.
ГОСТ Р 53301-2009. Клапаны противопожарные вентиляционных систем. Методы испытаний на огнестойкость.
ГОСТ Р 53303-2009. Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость.
Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю “Национальные стандарты”, который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. Лифт для транспортирования пожарных подразделений: лифт, оснащенный системами управления, защиты и связи, обеспечивающими перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) при пожаре.
3.2. Основной посадочный этаж: этаж главного входа в здание (сооружение).
3.3. Режим “пожарная опасность”: установленная последовательность действий системы управления лифтом, предусматривающая при возникновении пожара в здании (сооружении) принудительное движение кабины лифта на основной посадочный этаж с исключением команд управления из кабины и зарегистрированных попутных вызовов.
3.4. Режим “перевозка пожарных подразделений”: установленная последовательность действий системы управления лифтом для транспортирования пожарных подразделений, обеспечивающая его работу с выполнением команд управления, подаваемых пожарными только из кабины лифта.

4. Функциональное назначение, основные параметры и размеры

4.1. Лифты для транспортирования пожарных подразделений (далее – лифты для пожарных) являются составной частью комплекса инженерного оборудования зданий и сооружений различного назначения, а также одним из видов пожарно-технических средств, обеспечивающих перемещение пожарных подразделений на этажи зданий (сооружений) различного назначения для выполнения работ по спасанию людей, обнаружению и тушению пожара.
4.2. Основные параметры и размеры лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных
5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, [4], ГОСТ 28911 и ГОСТ Р 52382.
5.1.2. На каждый наземный этаж здания (сооружения) должен быть обеспечен доступ пожарных подразделений, как минимум, одним лифтом для пожарных. Остановка лифтов для пожарных в подвальных и цокольных этажах должна обеспечиваться в оговоренных случаях. Размещение лифтов для пожарных должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений, которые должны иметь возможность доступа во все помещения на этажах.
5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.
Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.
5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.
5.1.5. Каждый этаж здания должен обслуживаться не менее чем одним лифтом для пожарных. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной части здания (сооружения), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях и основном посадочном этаже.
5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией. Величина избыточного давления должна быть в пределах от 20 до 70 Па.
5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин (EI 60 по [1] и ГОСТ 30247.3). В случае размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами двери шахт всех лифтов в этой общей шахте (см. Приложение А, рис. А.3) должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 60 мин (EI 60 по [1] и ГОСТ 30247.3).
5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных должен быть предусмотрен люк в соответствии с ГОСТ Р 52382.
5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.
Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков, покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52382.
5.1.10. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.
5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты
5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 120 мин (REI 120 по [1] и ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.
5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис. А.1 – А.4, приведенных в Приложении А, с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах.
При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами, лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.
5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. Приложение А, рис. А.2, А.4) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих нормативных документах, а двери шахт – 30 мин (Е 30 по [1], ГОСТ 30247.3, EI 30 по [1], ГОСТ 30247.3, в зданиях повышенной этажности).
5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа с противопожарными дверями 2-го типа по [1] в дымогазонепроницаемом исполнении. Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее м3/кг.
5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными, с пределами огнестойкости не менее 120 мин и 60 мин соответственно (REI 120 и EI 60 по [1] и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2).
Удельное сопротивление дымогазопроницанию дверей не должно быть менее м3/кг.
Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 60 мин (REI 60 по [2] и ГОСТ 30247.1).
5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по [3]. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.
Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.
5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений). При применении систем пожарной сигнализации адресно-аналогового типа допускается установка этого пожарного извещателя в каждом лифтовом холле. При срабатывании хотя бы одного из двух извещателей приемно-контрольный прибор должен автоматически подать команду на перевод лифта в режим работы “пожарная опасность” в соответствии с 6.3 и на создание избыточного давления в шахте лифта (шахтах лифтов) согласно 5.1.6.
5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не допускается.
5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий и в соответствии с ГОСТ Р 52382.

Читайте также:  Крепеж для лестниц из дерева

Пример технического задания “Лифтовое оборудование”

Предусмотреть в качестве пассажирских лифты уровня OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai. Решения по проектированию вертикального транспорта принять в соответствии с материалами проектной документации стадии П. Изготовителя лифтового оборудования согласовать с Застройщиком. Дизайн кабин лифтов, дверей и обрамлений дверных проемов лифтовых шахт согласовать с Застройщиком и увязать с дизайн проектом мест общего пользования.
Отделка пассажирских лифтов и эскалаторов согласовывается с Застройщиком на стадии проведения тендера на выбор поставщика лифтового оборудования.
Изготовители лифтов OTIS, Schindler, Thyssen, Hundai.
Лифты г/п 1600 кг обслуживают жилые этажи и один уровень автостоянки (остановки: – 2, 1, 2-36 эт.), лифты г/п 1000 кг обслуживают только жилые этажи (остановки: 1, 2-36 эт.).
Все лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям СНиП 35-01-2001 и ГОСТ Р 51631-2008.
Лифты г/п 1600 кг предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечают требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты располагаются в общей шахте с устройством разделительных балок.
Для обслуживания подземной автостоянки предусмотрены лифты грузоподъемностью 1000 кг, скоростью 1,0 м/с.
Лифты предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечают требованиям ГОСТ Р 51631-2008, а также предназначены для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.
Лифты №1 и №2 предназначены для транспортирования инвалидов и других маломобильных групп населения и отвечает требованиям ГОСТ Р 51631-2008. Лифт №1 предназначен для транспортирования пожарных подразделений и отвечает требованиям ГОСТ Р 52382-2010.

Требования к лифтам для пожарных.

Лифты для пожарных выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52382-2010 “Лифты пассажирские. Лифты для пожарных”. Грузовые лифты и лифты, предназначены для перевозки пожарных подразделений должны соответствовать НПБ 250-97. Двери шахты лифта, предназначенного для перевозки пожарных подразделений должны быть противопожарными с пределом огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»).
Кабина лифта для пожарных и элементы отделки выполняются из негорючих материалов. В крыше кабины предусмотреть люк размером 700х500 мм, отпираемый изнутри универсальным ключом. Переговорное устройство для пожарных должно располагаться в лифтовом холле на основном посадочном этаже (отм. 0.000, на разрезе лифтовой шахты обозначено «L»). В панели управления, расположенной в кабине лифта должно быть предусмотрено гнездо для специального ключа, с помощью которого включается режим «перевозка пожарных подразделений». Между основным посадочным этажом, кабиной и диспетчерским пунктом предусмотреть двустороннюю переговорную связь.
Огнестойкость ограждающих конструкций шахты лифта для пожарных не менее REI 120, огнестойкость дверей шахты EI 60.
Электроснабжение лифтов для пожарных выполняется как для особой группы электроприемников I категории.

Требования к лифтам для инвалидов и ММГН.

Лифты, предназначенные для обслуживания ММГН выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51631-2008 “Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения”.

На боковых стенах кабин этих лифтов предусмотреть поручень. Размер части поручня, предназначенного для рук пользователя, составляет 30-45 мм с минимальным радиусом закругленной части 10 мм. Расстояние между стеной кабины и предназначенной для рук пользователя частью поручня составляет не менее 35 мм. Высота от пола кабины до верхней части поручня, предназначенной для рук пользователя, равна 900±25 мм. Предусмотреть возможность регулирования времени задержки начала закрытия дверей кабины и шахты лифта в пределах от 2 до 20 с в зависимости от особенностей обслуживаемых пользователей. Точность остановки кабин лифтов составляет в пределах ± 20 мм. У каждой двери лифтов предусмотрены тактильные указатели уровня этажа. Напротив выхода из лифтов на высоте 1,5 м установлено цифровое обозначение этажа размером не менее 0,1 м, контрастное по отношению к фону стены. При использовании управления разового включения аппараты управления маркированы установленным символом использования инвалидами.
Кнопки управления в кабине лифта маркируют:
– кнопки приказов – номерами этажей назначения -2,-1,1,2,3 и т.д.;
– аварийную кнопку вызова персонала – желтым цветом с символом в виде колокольчика;
– кнопку открывания дверей – знаком ;
– кнопку закрывания дверей – знаком >|| )

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector